Развивающая верховая езда

Занятие по развивающей верховой езде (РВЕ)

Проводится на шагу и рыси, лошадью управляет коновод. Со всадником занимаются инструктор и ассистент. Всадник находится на лошади без седла и не осуществляет непосредственного управления лошадью, при этом периодически выполняя элементы самостоятельного управления лошадью. Время занятия составляет 45 минут, из них в зависимости от программы занятия и подготовки, верхом всадник проводит до 30 минут.

Развивающая верховая езда (РВЕ) – психофизический метод абилитации и реабилитации с помощью лошади, когда создается план занятий с применением специальных упражнений, их последовательности, использовании дополнительных приспособлений для активизации средовых факторов воздействия, направленных на развитие перцептивно-двигательных, психоэмоциональных и когнитивных навыков. Верховая езда пассивна, всадник не управляет лошадью, основной аллюр – шаг, но могут использоваться и рысь.

В отличие от иппотерапии, в РВЕ формирование двигательных навыков происходит с использованием когнитивной сферы всадника, т.е. управлять собственным телом всадника обучают за счет сознательного использования всех типов восприятия, внимания и мышления. В идеале развитие двигательных навыков в РВЕ строится на базе тех навыков, которые появились в процессе работы в иппотерапии.

Развитие когнитивной и психоэмоциональной сфер в РВЕ базируются на использовании теории сенсорной интеграции. Человек постоянно обрабатывает сенсорную информацию, получаемую через слух, зрение, проприоцепцию, вкус, обоняние, осязание и получает ее в виде ощущений, с помощью которых строится «адаптивная реакция». РВЕ разрабатывает такие программы, которые бы помогли человеку с нарушением сенсорной интеграции, которая наблюдается при различных патологических состояниях: ДЦП, РАС, нарушение интеллекта и др., адаптивно, целенаправленно реагировать на сенсорную информацию, т.к. без взаимодействия с ощущениями не формируется двигательное планирование (праксис) и нет предпосылок для формирования внутренней речи, а, следовательно, и мышления. РВЕ стимулирует ощущения, вызывая у всадника переживания, которые способствуют интеграции каждого ощущения для развития праксиса и речи.

В РВЕ применяются различные методики и приемы, используемые в коррекционной педагогике (логопедии, олигофренопедагогике, тифлопедагогике, сурдопедагогике), психологии (детской, специальной, клинической), адаптивной физической культуре, лечебной физкультуре, кинезитерапии и других методах физической реабилитации (соматика Ханны, метод Фельденкрайза, Боббат терапия и проч.).

РВЕ является наиболее эклектичным методом реабилитации и абилитации с помощью лошади, в котором работают профессионалы практически из всех сфер педагогической, психологической и физической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.